ЯЗЫК МЕДОВЫХ БАЛЕРИН | ЖИЗНЬ ЗОЛОТОГО РОЯ

Пчела, обнаружив цветущие медоносные растения, прилетает в улей, передает свою ношу первой попавшейся пчеле-сборщице и начинает выделывать замысловатые, на первый взгляд, смешные движения — танцует. Припрыгивая и быстро-быстро перебирая ножками, она описывает почти полный слегка продолговатый круг, напоминающий своим очертанием грецкий орех, затем поворачивается в другую сторону и рядом с первым кругом описывает второй такой же круг. И так — несколько раз. Ее движения какие-то припрыгивающие, конвульсивные. Пчелы, находящиеся рядом с танцовщицей, приходят в возбуждение, самая ближняя из них дотрагивается усиками до ее брюшка, устремляется за ней, повторяет все ее движения, начинает припрыгивать, кружиться то направо, то налево. За нею — вторая, третья. Целый шлейф пчел. Совершив свой круговой танец, пчела переходит на другое место сота и снова начинает танцевать. Она таким образом сообщает своим подругам, что недалеко от улья находится хорошая медовая плантация. Вот так разговаривают пчелки-балерины. Но бывают и виляющие танцы. Описав полукруг, пчела, повернувшись, бежит назад по прямой, при этом энергично виляет брюшком, затем поворачивается и делает полукруг в другом направлении. Рисунок ее пробега напоминает два вытянутых семени фасоли, расположенных друг около друга. Продолговатые полукруги виляющего танца говорят о том, что взяток находится вдали.

Если танцовщица делает прямой пробег вверх по соту, как бы от земли к солнцу, то в таком случае медоносы находятся на юге, в стороне солнца, если пробегает вниз по соту, то, значит, медоносы расположены в противоположном от солнца направлении. Тогда и лететь надо на север.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.