Пчелиная семья — как система » Пчеловодство для начинающих! На сайте Pasecnik.Ru статьи о пчеловодстве

автор: Ivan | категория: Разведение пчел | Просмотров: 4213

1233691994_0000011-9898148 Пчелиная семья является своеобразной живой системой, которая подобна организму высших животных. В состав семьи входит гнездо, плодная матка, каста рабочих пчел всех возрастов, в активный период сезона — трутни (для оплодотворения маток) и разновозрастной пчелиный и трутневой расплод. Все члены пчелиной семьи всецело зависят друг от друга во все периоды жизни. Взаимозависимость всех особей, их родственное происхождение в целом обеспечивают полноценный общий обмен веществ, успешное существование семьи и естественное процветание вида в практически любых условиях среды обитания. При рассмотрении пчелиной семью как биологической единицы, необходимо отметить, что гнездо пчел, каждая пчелиная и трутневая особь, матка, расплод — выполняют свою, предназначенную именно для них работу, направленную на сохранение и развитие семьи в целом независимо от того, в какой степени это полезно, вредно или даже смертельно для отдельной особи.Ни матка, ни трутни, ни пчелы не могут жить и размножаться отдельно без семьи. Нормальная полноценная жизнь и работа пчелиной колонии возможна только при совместной и единой жизни всех выше перечисленных особей в одном гнезде. Пчелиная семья как биологическая и хозяйственная единица может жить и делиться долгие годы (практически до бесконечности) благодаря тому, что все ее члены непрерывно заменяются, за исключением зимнего периода.Большую часть своей жизни каждая особь проводит на сотах своего гнезда. Пчелиная семья, как высокоточный прибор поддерживает в гнезде необходимую для каждого сезона температуру и влажность воздуха, а матка старательно откладывает яйца (личинки). Без гнезда пчелы не могут вырастить потомство: рабочих пчел, трутней, маток, заготовить и сохранить корм для зимовки и кормежки потомства. В естественных природных условиях по пчелиному гнезду возможно определить возраст пчелиной семьи. Как правило, в старом гнезде выводятся мелкие пчелы, которые в свою очередь менее трудоспособны и долговечны. В природных условиях, если пчелиная семья поселилась в дупле старого дерева или норе, в очень старом гнезде, она погибает. Без гнезда нет пчелиной семьи, есть рой, который является зародышем или основой будущей семьи. Численность пчелиной семьи достигает до 100 тыс. пчел, и все они связаны между собой и имеют свою общую форму поведения, которая обусловливается общим обменом веществ через корм, феромоны, звуковые сигналы, через температуру и влажность воздуха в гнезде. Каждая единица семьи в определенный момент своей жизни выполняет только ту работу, которая необходима для комфортного функционирования семьи в целом. В отдельные моменты своей жизни каждая пчела делает ту или иную работу — это зависит от ее физиологического состояния, а так же от ее возраста.Так сложилось, что пчеловоды выделяют три этапа или периода жизни рабочей пчелы:1 этап – молодая или ульевая пчела. Работает только в нутрии гнезда (улья). Как правило этот период составляет примерно 10 первых дней пчелы с момента ее вывода. Первые несколько дней выведенные пчелы малоподвижны и не могут питаться самостоятельно, их кормежкой занимаются более старшие пчелы. На этом этапе своей жизни пчелы занимаются чисткой ячеек сот, выгрызая различный мусор и слои хитинового покрова, который остается вследствие линьки развития личинок пчел. Такая процедура необходима для того, чтобы матка могла в чистые ячейки сот заложить новые кладки будущего потомства. В не вычищенные ячейки матка никогда не отложит яйца. К концу первого периода пчелы так же занимаются обогревом запечатанного в сотах еще не выведшегося потомства.На четвертый – пятый день молодые пчелы первый раз вылетают из улья, делая свой первый полет. Полет, как правило, не продолжителен и длится несколько минут, иногда даже секунд. Во время этого полета пчелы запоминают ориентиры: окраску жилья (улья), расположение окружающих объектов, расположение относительно солнца, а так же опорожняет свой кишечник. С каждым днем вылетов из улья становится все больше, а сами полеты с каждым разом делаются все продолжительнее. Это необходимо для укрепления мышц пчелы, а так же для расширения диапазона ориентиров т.е. чем дольше и продолжительнее летает пчела тем лучше и дальше она ориентируется на местности. В этот период пчелы питаются главным образом пыльцой заготовленной другими пчелами в улье. Пыльца необходима молодым пчелам для развития верхнечелюстных (гипофарингеальных) желез. Сами же пчелы кормят еще не сформировавшихся пчел, так называемых старших личинок , готовя для них специальную кашу, которая состоит из нектара, пыльцы и меда разбавленного водой. Примерно с пятого по десятый день, когда верхнечелюстные железы пчелы полностью сформированы и начали функционировать, она перестает кормить личинки старшего возраста и начинает кормить личинки младшего возраста. Такая пчела называется кормилицей. Первые три дня она кормит личинок рабочих пчел и трутней, пять дней кормит личинку матки или маточную личинку. Маточной личинке кормилица всегда корм дает с запасом, это необходимо для того чтобы та не голодала во время прядения своего кокона. Для выращивания личинок используются пчелы-кормилицы, которым приходится заглянуть в ячейку к каждой личинке от двух до пяти тысяч раз! В совокупности одна пчела кормилица способна выкормить три личинки, но пчелы не привязаны к какой-то одной ячейке или личинке. Каждую личинку выкармливают десятки сотен пчел. После того, как ульевая пчела полностью окрепла (10-11 день) в ее жизни начинается второй период.2 этап – пчела – строитель. Наступает у пчел на десятый двенадцатый день их жизни, после того как у них перестает выделяться молочко и начинается выделение воска. В этот период пчелы активно строят соты. Так же в их обязанности входит прием у рабочих пчел нектара, который они перерабатывают в мед и прессовка в сотах принесенной обножки. Следят за чистотой в улье, вынося за пределы гнезда различный мусор и умерших пчел, а так же излишки трутней. Примечательно то, что пчелы очень любят чистоту и все ненужное выносят из улья на больше расстояния, иногда до 150 метров. Так же в их обязанности входит поддержка микроклимата в гнезде — охлаждение, вентиляция и обогрев гнезда, а так же его охрана. На 20 – 21 день заканчивается второй этап жизни пчелы.3 этап – рабочая пчела или пчела сборщица. В этот период пчелы вылетают на разведку, за взятком, пыльцой и нектаром цветов медоносных растений. В те дни, когда стоит плохая погода, и взятка попросту нет, рабочие пчелы ни делают ничего, так сказать отдыхают сидя в улье и ни куда не вылетают. Взаимосвязь всей пчелиной семьи происходит через маточное вещество, «общественный желудок и общественный мозг». За сутки пчела не менее 25 раз передает, какую либо информацию другим пчелам или получает ее от них. Пчелы передают маточное вещество друг другу во время передачи пищи, которое выделяет матка верхнечелюстными железами. На равных в общем обмене веществ участвует и пчелиный расплод. В момент, кормления, когда пчела дает личинке корм, как бы облизывает ее, получая феромон, действующий как феромон матки. Маточное вещество и выделения личинок действуют на рабочих пчел как временные стерилизаторы. До тех пор пока пчелы получают эти вещества, у них не функционируют яичники и они не способны к размножению. При отсутствии маточного вещества пчелы закладывают маточники и выводят себе новую матку, а при отсутствии еще и расплодного вещества пчелы начинают кормить друг друга молочком, у них начинают функционировать яичники, и они становятся трутовками.Разделение функций между особями (матка только кладет яйца; рабочие пчелы собирают корм, охраняют гнездо и выполняют все воспитательные функции; трутни выполняют функции самцов и участвуют в тепловом балансе семьи) привело к тому, что в пчелиной семье все зависят друг от друга и никто не может жить в одиночку. В процессе естественного отбора у особей выработались признаки, ценные для семьи, но часто смертельные для самой особи. Например, охранница жалит врага и гибнет, так как не может извлечь из кожи врага жало. Она вырывает его вместе с частью внутренностей брюшка и через некоторое время умирает из-за потери крови. Но в теле врага остается один нервный узел, который управляет действием жала, ядовитые железы, связь с которыми не нарушается, и яд накачивается в ранку, продолжая разить врага. Чтобы пчела «жертвовала» собой ради семьи, она лишена страха и боли. Семье, состоящей из 40—100 тыс. пчел, гибель нескольких бесплодных самок не наносит заметного ущерба, и семья продолжает жить. Каждая особь играет определенную роль в обмене веществ, в размножении и формировании наследственности. Например, матка и трутни производят половые клетки—зародыши новых членов семьи. Рабочие пчелы участвуют в формировании наследственности через вырабатываемое ими молочко, идущее на построение питательных веществ яиц, откладываемых маткой, а также на питание молодых личинок.Опытами А. С. Михайлова, А. Ф. Губина и И. А. Халифмана доказано, что пчелы-кормилицы передают воспитываемому потомству наследственные признаки через молочко. Эти опыты, повторенные В. И. Шиняевой, Н. И. Дубровенко, О. И. Авдеевой, подтвердили первоначальные выводы. А. Н. Мельниченко установил, что пчелы-кормилицы влияют на формирование породы у трутней и маток и что это влияние сказывается во втором и третьем поколениях. И. Вавилов нашел в молочке пчел-кормилиц наследственное вещество ДНК. На XXIII Международном конгрессе по пчеловодству в Москве В. Энгельс (ФРГ) рассказал о своих опытах с мечеными атомами. Он установил, что протеин желтка формируется целиком в организме пчел и что матка получает его в готовом виде. Таким образом, выводы советских ученых были подтверждены открытием В. Энгельса. Пчелиная семья размножается путем роения. При подготовке к роению она закладывает маточники, воспитывает будущую матку—основу семьи. При нарушении биологической целостности семьи роение может не состояться. Семьи отличаются друг от друга манерой строить соты, количеством собираемого прополиса и выделяемого воска, характером работы на цветках, ройливостью, устойчивостью к болезням, поедаемостью корма во время зимовки. Знание индивидуальных особенностей пчелиных семей необходимо пчеловоду для ведения племенной работы. Например, на пасеке, специализирующейся на опылении сельскохозяйственных культур, племенную работу надо вести с семьями, легко поддающимися дрессировке, так как одни семьи легко дрессируются, другие с трудом, третьи вообще не под- даются дрессировке.Семьи по-разному принимают чужих маток, к одним их можно легко подсадить, к другим—почти невозможно. Интересны семейные отличия при подготовке к роению. Есть семьи, которые в этот период прекращают отстраивать соты, но собирают нектар, другие строят соты и собирают нектар, а некоторые не делают ни того, ни другого.Несмотря на то, что в пчелиной семье нет системы кровообращения, которая разносила бы питательные вещества по всему организму, пища все же равномерно и быстро распределяется между членами всей семьи. Это впервые было установлено опытами Ч. Дарвина с крашеным воском и опытами академика Н. М. Кулагина с подкрашенным медом. Позднее английские ученые Риббандс и Никсон, применяя меченые атомы, подтвердили результаты опыта Н. М. Кулагина.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.