Сбор и хранение воды | Пчела и Улeй

Вода имеет различное применение в пчелином улье. Она нужна для пчел-кормилиц, которые используют ее всякий раз, когда разжижают зрелый мед, готовя личиночный корм. Когда в улье имеется свежий нектар, его обычно используют для этой цели, не разжижая. Следовательно, мы видим, что деятельность пчел-водоносов сильнее всего проявляется ранней весной, до начала медосбора, и что она фактически прекращается, когда нектар поступает в улей в изобилии, если только он не высококонцентри­рованный. В какой степени требуется вода взрослым пчелам, же установлено. Рабочие пчелы или матки, помещенные в клеточки на канди, с жадностью брали воду, если ее предлагали им, и жили дольше, чем пчелы, которым не хватало воды. Это показы­вает, что взрослые пчелы также нуждаются в воде.

Согласно Парку, когда пчела-водонос приносит свой груз в улей и вскарабкивается на сот, она начинает энергично танцевать. Обычно за каждой танцовщицей следует от 1 до 5 пчел, а танцовщица делает через более или менее длинные интервалы остановки, чтобы передать глоток воды одной из находящихся поблизости пчел. Иногда она танцует целую минуту, прежде чем отдаст свой груз. Войдя в улей в следующий раз, она исполняет краткий танец, а затем быстро разгружается. Иногда, прежде чем кончить танец, она быстро дает небольшие глотки последова­тельно 5—6 пчелам, а затем, потанцевав немного, передает остаток груза одной или двум пчелам. Нередко пчела-водонос снабжает за один раз 2—3 пчел. В некоторых случаях вся приносимая вода передается только 2—3 пчелам, в то время как иногда ноша одной пчелы может быть распределена даже между 18 рабочими пчелами.

Избавившись от ноши, пчела-водонос начинает готовиться к следующему вылету в поле, забирая немного корма от одной или большего количества ульевых пчел; если это не удается, она подходит к одной из ячеек и берет из нее капельку меда.

Но перед самым вылетом она почти всегда сильно ударяет хоботком между передними ножками, трет глаза и зачастую чистит усики. Затем она поспешно направляется к выходу. Эти приготов­ления и быстрый старт настолько характерны, что наблюдающий сумеет сказать, собирается ли пчела вылететь или просто перейти в другую часть улья.

В то время как пчела осуществляет эти приготовления, можно видеть, как одна из ее последовательниц вылетает из улья; до того как танцовщица избавится от груза, на поиски источника воды отправляются 12 или больше пчел. Иногда, прежде чем улететь, они берут немного корма у других пчел или из ячеек. По возвра­щении с водой они также исполняют танец. Водоносов, танцую­щих после прилета в улей, впервые наблюдал Парк.

В жаркую сухую погоду пчелы могут запасать воду в улье. Парк отмечал, что они заполняют водой небольшие ячейко-подобные вместилища на верхних брусках рамок, которые обычно сделаны из старого воска и прополиса, а также любые углубления в крышечках расплода. Сот выглядит так, словно его обрызгали водой и капли задержались на стыках шестиугольников. Лин­дауэр видел также крошечные капельки воды в ячейках, особенно в тех, где находились яйца и личинки. Испаряясь, эта вода способствовала охлаждению улья и обеспечивала необходи­мую влажность воздуха, предупреждая высыхание личинок. Содержащаяся таким образом вода, очевидно, предназначена для немедленного использования в целях регулирования темпера­туры и влажности воздуха в улье. Чтобы охладить улей посред­ством испарения, пчелы рассеивают воду и разгибают при этом хоботки. При этом движении капелька жидкости растяги­вается в пленку, что сильно ускоряет испарение. Линдауэр пока­зал, что такие движения, кроме того, помогают повысить концен­трацию нектара и способствуют регулировке температуры воздуха в улье. Линдауэр показал также, что пчелы-водоносы активно исполняют танцы только тогда, когда улей перегрет (свыше 35°). Как только перегрев прекратится, таких танцев становится меньше и постепенно уменьшается количество пчел-водоносов.

Тем не менее в большинстве местностей испытывается острая нужда в каких-либо емкостях, в которых пчелы могли бы хранить больший запас воды, достаточный для того, чтобы в период выве­дения расплода ранней весной семья не нуждалась в воде в про­межутки между благоприятными для лёта днями. Парк, наблюдая за пчелами в однорамочном стеклянном улье, обнару­жил, что в таких случаях многие пчелы семьи держат воду в своих медовых зобиках. После того как пчела-водонос передала поду, ее брюшко уменьшилось, в то время как брюшко пчелы «резервуара» остается раздутым. Пчелы, сохраняющие воду, были очень вялыми, они размещались скорее вокруг зоны выведе­ния расплода, чем внутри нее. Если благоприятный для лёта день сменялся несколькими днями, когда источник воды стано­вился недоступным, брюшки этих пчел резко уменьшались. Но ж первый же из последующих лётных дней они вновь наполнялись водой.

В нескольких опытах находившуюся под наблюдением семью поили водой, окрашенной безвредной и не имеющей вкуса кра­ской, так что ее легко было различить сквозь полупрозрачное брюшко пчел. Поилку поставили таким образом, чтобы можно было пометить любую пчелу, набравшую воду. У бака с водой редко появлялись немеченые пчелы, меченые же прилетали за нодой повторно. К вечеру большие порции окрашенной воды были обнаружены у нескольких сотен немеченых пчел. Проверка пока­зала, что эти «резервуары» были почти целиком заполнены водой. На следующее утро было обнаружено, что в качестве резервуаров использовалось около 1300 пчел, или половина семьи. Из 31 про­веренной пчелы большинство содержало слегка разжиженный мед. Таким образом было обнаружено, что, сохраняя воду весной от одного лётного дня до другого, пчелы держат ее в чистом виде лишь несколько часов, а затем хранят в смеси с медом. В неболь­ших количествах такой разжиженный мед иногда встречался в зоне расплода или рядом с ней; большая часть его находилась в медовых зобиках многочисленных пчел-резервуаров. Такое поведение объясняет, почему иногда ранней весной в ячейках, расположенных в зоне расплода или около нее, обнаруживают недавно отложенный мед, хотя медосбор еще не начался.

Парк пришел к заключению, что в жарких сухих условиях пчелы запасают воду в улье, чтобы регулировать температуру ж влажность; в нормальных условиях умеренного климата вода, смешанная с медом, сохраняется в медовых зобиках многочислен­ных пчел-резервуаров.

Существует явная взаимосвязь между количеством особей и стадией расплода в улье, с одной стороны, и потребностью в воде, с другой. Эта нужда становится особенно острой, когда пчелы-сборщицы не могут вылетать из-за холодной дождливой погоды. Линдауэр подсчетом числа пчел-водоносов, ежедневно посещавших водные источники, и числа воспитываемых личинок установил, что для обеспечения кормом 100 личинок должны работать целый день около 5 пчел-водоносов. В улье без расплода пчелы не очень беспокоятся из-за колебаний температуры. Они избегают жарких мест, а если в улье не осталось ни одного прохладного уголка, скучиваются перед летком.

По Линдауэру, пчелы-водоносы ориентируются в своей деятельности только по тому, насколько быстро забирают от них воду ульевые пчелы. Когда передача воды совершается в 2 мин, принос воды в улей идет непрерывно; если же на это уходит от

2     до 3 мин, пчела продолжает носить воду, но какое-то время остается в бездействующем состоянии в улье. Если же на передачу воды уходит больше времени, интервалы между выле­тами увеличиваются; принос воды полностью прекращается, когда пчела не может освободиться от своего груза минут 10. Танцы водоносов также тесно связаны со временем передачи груза. Если оно меньше 40 сек, пчела-водонос почти всегда танцует. С увеличением времени танцы затухают и полностью прекра­щаются, когда на передачу воды уходит больше 2 мин. Линдауэр полагает, что «время передачи само по себе является лишь грубым показателем того, нуждаются или не нуждаются в воде пчелы улья. Если имеет место острая нехватка, можно видеть, как пчелу-водоноса встречают у летка две или три пчелы; они жадно забирают воду и оживленно оглаживают друг друга уси­ками. Если нужда в воде умеренная, у летка ждет водоноса в луч­шем случае одна пчела; пчела с водой вынуждена обойти сот, предлагая свой груз, пока его, наконец, не заберут ульевые пчелы; при этом они лишь слегка поглаживают сборщицу усиками. Если же пчелы больше не нуждаются в воде, прилетевшая с водой пчела будет ходить по сотам, тщетно предлагая свою ношу. Время от времени ульевая пчела попробует содержимое из ее рта, но тотчас же отдернет хоботок, почистит его и пойдет прочь; пройдет много минут, прежде чем пчеле-сборщице удастся опорожнить медовый зобик. Возможно, пчелы, носящие воду, приспосабли­ваются не столько ко времени передачи воды, сколько к жадному или равнодушному отношению ульевых пчел».

Линдауэр отвечает на вопрос о том, что стимулирует первую пчелу-водоноса принести в улей воду. Содержимое медового зобика у ульевой пчелы и у пчелы-сборщицы одинаковое благодаря передаче корма. Когда в улье начинает ощущаться нехватка воды и нет свежего взятка, содержимое медовых зобиков становится очень концентрированным. Ульевые пчелы начинают искать и выпрашивать воду, и это может побудить пчел-водоносов начать работать.

Средняя продолжительность одного полета за водой сильно варьирует. Пчела обычно набирает воду в течение 1 мин и более, и чтобы пролететь расстояние в 400 м, она тратит 1 мин. Из всех вылетов из улья, которые отметил Парк, 67% длились до 3мин, а 92% — менее 10 мин. Время, проведенное в улье, состав­ляло 2—3 мин, редко пчела задерживалась в улье на 5 мин. Одна пчела-водонос совершала за день 100 и даже более полетов, но их среднее число, по-видимому, не превышает 50. Согласно Парку, максимальный вес водной ноши приближается к 50 мг г а обычный вес равняется около 25 мг. Среднее количество воды,, принесенной в улей за день одной пчелой, совершившей 50 полетов и приносящей каждый раз по 25 мг, составит примерно чуть больше 1г. Таким образом, чтобы наносить за день 500 г воды, потребуется почти 450 пчел. Данные, полученные Парком в мае после одного дня содержания пчел в заточении (т. е. без вылета), показали, что в период от 6 ч 30 мин до И ч 15 мин утра три семьи принесли 85, 113 и 229 г воды соответственно. При таком темпе принос воды, за целый день может достичь 290 г, а в очень сильной семье — даже 450 г.

Ежедневная потребность пчелиной семьи в воде в период весеннего выведения расплода составляет в среднем, по-видимому, 150 г. Для сильных семей, особенно в жаркую засушливую погоду,, она иногда превышает 450 г в день.

Метки:воска, время, матки, меда, нектара, пчел, рабочие, семьи, улей, улья, яйца

Посмотрите также

  • Схема современного пчеловодства
    Пчеловодство распространено теперь во всех обитаемых ча­стях света. Оно, пожалуй, практикуется на большей территории земной поверхности, чем любая другая отрасль сельского хозяй­ства, и от него зависит успех некоторых отраслей растениеводства. Схемы пчеловодства в Старом и Новом Свете несколько раз­личны. В общем Новый Свет получает более высокие сборы меда, но зато Старый Свет […]
  • Разделение труда
    О том, что рабочие пчелы выполняют в улье различные работы, подозревали еще в древности. В одной из книг, которая появилась во времена Аристотеля, содержится следующее утверждение: «Поскольку речь идет о работе, то у пчел распределены все обязанности: одна группа собирает корм с цветов, другая прино­сит воду, третья чистит и приводит в порядок […]
  • Пчеловодство от 1500 до 1851 г
    В XVI в. произошли три события, каждое из которых имело большое значение в истории пчеловодства. Все ойи привели к от­крытию, сделанному Лангстротом в 1851 г. Во-первых, развитие науки дало возможность понять основные жизненные циклы и биологию пчел; во-вторых, развитие методов пчеловодства позво­лило несколько больше контролировать пчел и дало возможность наблюдать за пчелами внутри улья; […]
  • Жизнедеятельность внутриульевых пчел
    Строительство сотов. Половину жизни рабочие пчелы проводят как внутриульевые пчелы и вторую половину — как лётные пчелы. Из многих видов работы, проводимой в улье, наиболее важной можно считать строительство сотов и воспитание рас­плода. Выполняя эти работы, пчелы удовлетворяют две биологи­ческие потребности — устройство жилища и воспроизводство по­томства. Пчелиный воск, материал, применяемый медоносными […]
  • Рой
    Роение представляет собой инстинктивное явление годового цикла жизни семьи медоносных пчел. Склонность к роению обычно больше всего проявляется при резком возрастании силы семьи перед медосбором. Однако если семья достигла устойчивого еже­дневного сбора основного взятка при хорошо уравновешенной силе, то пчелы обычно сосредоточиваются на сборе нектара и не про­являют признаков роения. Семьи с […]
  • Роение пчел
    Роение — образование новых семей в результате нормального деления старых, а также переселения семей по разным причинам. Способность роиться дает пчелам возможность поддерживать их род на земле. Роением пчелы увеличивают количество семей уже существующих и заменяют те, которые погибли из-за небла­гоприятных жизненных условий. Обобщив все сведения, имею­щиеся в литературе по пчеловодству, мы можем получить […]

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.