Система пчеловождения, по которой работаю я | Заметки пчеловода

d181d0b8d181d182d0b5d0bcd0b0-d0bfd187d0b5d0bbd0bed0b2d0bed0b6d0b4d0b5d0bdd0b8d18f-2685377Здравствуйте уважаемые друзья, коллеги пчеловоды. Вот уже миновала середина лета. В некоторых регионах нашей необъятной Родины главный медосбор подходит к концу. Пора уже начать анализировать и делать кое-какие выводы относительно текущего сезона.

От чего зависит медопродуктивность пасеки и прирост пчелосемей? Несомненно, в первую очередь от объективных знаний пчеловода, а так же от того, насколько эффективно хозяин пчел сумеет приложить свои теоретические знания и применить их на практике.

Хоть нам всем и говорили в школе, что человек получает знания, я с этим не совсем согласен. Мы не можем получить знания как таковые. Человек может лишь получить информацию, на основе которой в его голове уже формируются знания. Одну и ту же информацию можно дать разным людям, но поймут они её и усвоят каждый по-своему, и, следовательно, знания у всех будут разные, так же, как и понимание, видение вопроса в целом.

Так же и в пчеловодстве. Информации кругом пруд пруди, а толку от этого, особенно для начинающего пчеловода, мало. Одни противоречия… В данной сложившейся ситуации мне видится решение только одно: прочитать, посмотреть, изучить как можно большее количество информации по пчеловодству. Что-то проверить на своей практике. А затем, самое главное, либо принять для себя какую-то систему вождения пчел описанную в литературе, либо попробовать сформировать свою на основании уже имеющихся систематизированных знаний.

Давно ясно, что то, что подходит одному не обязательно будет подходить и получаться у другого. Например, кто-то использует для распечатки сотов вилочку, кто-то каток, горячий нож, а кто-то и нож не греет, кто-то станок изобретает и распечатывает на нем. Пример быть может примитивный, так как первое, что пришло на ум, но тем не менее. И так не только с пчелами.

Свои поиски «истины» я частично описал  в статье «Технологии пчеловождения. Нужна ли система?».

Теперь вот думаю поделиться с Вами, уважаемые читатели, своей технологией. Вернее, конечно, это технология не моя. На авторство я не претендую. Просто это та система, которую я считаю оптимальной для моей пасеки на здесь и сейчас, для тех условий, которые имеют место быть. Вполне вероятно, что через какое-то время я своё мнение изменю, что-то подкорректирую или вообще буду работать иначе. Заглядывать в будущее не будем. Будем разбираться с тем, что есть сейчас.

Система пчеловождения, по которой работаю я.

Для этой статьи я поставил цель описать основные этапы, которые характерны для данной системы, не вдаваясь особо вглубь каждого отдельного этапа. Опишу поверхностно. Если будут вопросы, критика, дополнения, то с удовольствием отвечу в комментариях или по электронной почте. Адрес моей электронки на странице «Обо мне».

Для наглядности и более четкого понимания я нарисовал некую схему основных этапов активного сезона пчеловода.

Схема основных этапов

Моя технология пчеловождения. Схема основных этапов.

Условные обозначения, примененные в схеме:

  • прямоугольник — пчелиная семья
  • круг- отводок с молодой маткой
  • треугольник — отводок со старой маткой
  • шестиугольник — семья-медовик

Условно активный период разделен на восемь этапов.

Этап №1

Выведение маток. Выбор и формирование семьи-воспитательницы.

Весна, семьи вышли из зимовки.  Семьи, которые вышли из зимовки и будут участвовать в формировании будущих семей медовиков на данном этапе условно назовем основными семьями.

Выбираем и формируем семью воспитательницу для вывода маток. Сроки — в зависимости от погоды. Выводим в семье-воспитательнице маток любым доступным методом. Я использую систему Никот.

При планировании на данном этапе следует учитывать желаемое будущее количество семей-медовиков. Впоследствии число качественных зрелых маточников должно быть равным желаемому числу будущих медовиков. Например, если в планах сделать медовиками десять семей, которые вышли из зимовки, то и качественных маточников в итоге  столько же — десять.

В случае, если пасека имеет большое количество семей, то нужно формировать не одну, а несколько семей воспитательниц. Я исхожу из расчета на десять будущих маток одна воспитательница. Так как одним из факторов, влияющим на качество будущих маток является число вскармливаемых личинок. Закладываю 12-15 маточников, делая поправку на приём, а так же на будущую выбраковку. Весной семья не в силах воспитать большое количество качественных маток и это нужно всегда помнить.

Пока воспитываются будущие молодые матки основные семьи развиваются в обычном ритме.

Этап №2

Формирование отводков из семьи-воспитательницы.

После запечатки маточников, на основании календаря вывода маток на 14 день отбираем зрелые маточники, помещаем их в клеточки и делаем на них отводки из этой же семьи-воспитательницы. Вероятность приема близка к 100%, так как отводок формируется с теми пчелами, которые и воспитывали данную матку.

Матки выходят через 16 дней. После дозревания и облета контролируем начало яйцекладки. Теперь отводок начинает бурно развиваться.

Основные семьи и отводки с молодыми матками наращивают силу к главному взятку.

Этап № 3

Начальное формирование семей-медовиков и периодическое подсиливание их за счет семей-доноров.

Через несколько дней после начала червления и незадолго до кочевки (желательно непосредственно перед переездом за два-три дня) производим объединение основных семей и развивающихся отводков с молодыми матками, предварительно сделав отводки из основных семей на старых матках. Заранее, еще на этапе формирования отводков из семьи-воспитательницы необходимо определить какую семью с каким отводком будем объединять. Для этого семейки с молодыми матками ставим в непосредственной близости с основными семьями.

Объединение можно производить чуть раньше или чуть позже в зависимости от состояния основных семей, их силы и роевых тенденций. А так же можно начать ранее (до объединения) подсиливать отводки с молодыми матками печатным расплодом из основных семей, чтобы избежать вхождения их в роевое состояние. Такое подсиливание можно начать ещё на этапе №2 (на схеме не показано). Основные семьи будут являться донорами расплода, а там, где молодые матки — реципиентами (по аналогии с медицинской терминологией, чтобы не путаться в журнале пасечного учета или на самих ульях рядом с номером семьи/отводка буква «Д» или «Р»).

Объединение производим через газету. Так же, при объединении семей использую раствор анисовых капель (анисовые капли можно купить в аптеке), которые развожу в небольшой!!! концентрации в воде, затем наливаю в росинку и сбрызгиваю объединяемые семьи. Запах должен быть едва уловим. Практически любые семьи на определенный промежуток времени получают схожий друг с другом запах и объединяются без видимых конфликтов.

Таким образом мы получаем сильные семьи — медовики. (на схеме изображены в виде шестиугольника)

Однако, по сути данные сильные объединенные семьи станут полноценными медовиками несколько позже, только после кочевки. Поэтому этап № 3 это начальное формирование семей-медовиков. Поясню свою мысль ниже.

Далее периодически подсиливаем сильные, но еще не до конца сформировавшиеся медовики (реципиенты) печатным расплодом и пчелой от отводков, где остались работать старые матки (доноры). Перед кочевкой желательно раздать весь печатный расплод медовикам.

Нагружать печатным расплодом и пчелой семьи с молодыми матками можно нужно очень сильно, не боясь роения. Роение в таком случае будет скорее исключением. По сути мы наращиваем силу семьи-медовика за счет работы двух маток.

Этап № 4

Кочевка.

Непосредственно переезд с одного точка на другой. В целях экономии сил и средств перевожу только медовики. Отводки со старыми матками расширяю до полного корпуса и оставляю на основном точке. С собой необходимо взять комплект пустых ульев в количестве, равном количеству медовиков.

Этап №5

Окончательное формирование семей-медовиков. Выведение в них новых маток.

Через день после ориентировочного облета пчел на новом месте необходимо окончательно сформировать семьи-медовики.

Настало время разобраться, что же такое семья-медовик?

По моему мнению, семья-медовик — это сильная семья, основная цель которой принести как можно большее количество мёда по сравнению с обычными семьями. Следовательно, это та семья, в которой большое количество летных пчел, способных работать на медосборе, малое количество ульевых пчел, обусловленное малым количеством открытого расплода. Поэтому, чтобы окончательно сформировать медовики нам нужно либо сильно ограничить червление матки, либо убрать её из семьи совсем. Я выбрал вариант номер два.

Причина такого решения следующая. Если я ограничивал матку на нескольких рамках, то ей в конечном счете становилось негде сеять и она резко сокращала яйцекладку, уменьшалась в размерах. После медосбора, в пору наращивания пчел к зиме очень сложно её реабилитировать. Она и дальше так и продолжала сеять слабо.

Таким образом, ключевым моментом этого этапа является отделение матки из медовика в отводок. Всё. Теперь через несколько дней бОльшая часть ульевых пчел становится летными и начинают активно работать на медосборе. А в отводке молодая матка будет работать довольно неплохо.

В медовике же позволяю пчелам вывести свищевую матку — это второй важный момент данного этапа.

Этап №6

Перевозка пасеки на домашний точок.

После медосбора увозим пасеку на базовый точок. При этом увозим удвоенное количество семей, по отношению количеству привезенных на медосбор: отводки на матках текущего года + отработавшие на медосборе медовики с выведенными молодыми свищевыми матками.

Этап №7

Наращивание сильных семей, которые пойдут в зиму.

После перевозки пасеки на базу мы имеем:

  1. бывшие медовики, которые уже далеко не так сильны, как раньше, часть пчелы сильно изношена, но в них успешно работает молодая матка, выведенная в июле;
  2. отводки с молодыми матками, выведенными в весеннее время;
  3. отводки со старой маткой, которые были сделаны еще до перевозки, но за прошедшее время набравшие достаточную силу и занимающие полный корпус или более.

На данном этапе основная цель нарастить сильные семьи с большим количеством молодых пчел, не участвовавших в медосборе.

Чтобы сформировать сильные семьи в зиму мы можем осуществить объединение слабых семеек друг с другом. В данном случае чаще всего самыми слабыми будут являться те отводки, которые мы сделали во время медосбора, когда отсаживали маток из медовиков. В этих отводках молодые матки и на их базе мы делаем новые семьи, объединяя их с теми, в которых работала старая матка (которые мы оставляли на базе). Оставляем молодых маток, старых убираем.

Вероятно, можно оставить то количество пчелосемей на пасеке, которое у пчеловода было изначально весной, если расширение пасеки не требуется, путем объединения двух отводков и семьи бывшего медовика в одну (три в одну). Так можно получить сверх сильные семьи, идущие в зиму. Однако, я этого никогда не делал.

Если же какой-то бывший медовик настолько ослабел, что по всем показателям не сможет набрать в зиму нужную силу, то всегда можно присоединить к нему какой-либо из отводков. Получится крепкая семья.

Мне думается, что лишних семей на пасеке не бывает. Излишек весной можно продать, либо компенсировать за счет них зимний отход пчелосемей. Полученным резервом семей и маток всегда можно рационально распорядиться по своему усмотрению.

Этап №8

В зиму.

В зиму уходят семьи, объединенные из двух отводков с молодыми матками и бывшие медовики, так же с молодыми матками.

Выводы по использованию вышеописанной системы пчеловождения

Подводя итоги всего вышеописанного можно сформулировать основные цели, которые достигаются при использовании такой системы или плюсы данной системы:

  1. действуя таким образом мы увеличиваем количество семей на пасеке, при желании в двое по отношению к изначальному количеству зимовалых пчелосемей без ущерба для медосбора;
  2. получаем достаточное количество товарного меда с семей-медовиков;
  3. за один сезон меняем всех маток на молодых и в зиму уходят неплохие по силе семьи с молодыми матками;
  4. большую часть сезона есть запасные матки в отводках.

Есть и минусы:

  1. система требует повышенного внимания пчеловода и его вовлечённости в процесс, дефицит времени;
  2. повышение трудозатрат пчеловода, так как приходится много работать с отводками, матками, объединять семьи, вести пасечный учет, в том числе и во время главного взятка;
  3. кочевка с пасекой;
  4. необходимо наличие тройного запаса ульев;
  5. пчеловод должен обладать хотя бы минимальными знаниями матководства (выделил в отдельный пункт, так как знаю, что многие попросту сами не занимаются выводом маток);
  6. система подходит не для всех регионов, так как маток приходится выводить два раза и первый раз весной, чем раньше, тем лучше.

Но на мой взгляд, если пчеловод «водит» пчел, а не они его, то все эти минусы можно легко преобразовать в плюсы.

Вот по такой схеме я и работаю. На откачке мёда и получении других продуктов пчеловодства внимание в статье намеренно не заострял.

Кому-то всё вышеописанное может показаться сложным и запутанным, излишне надуманным. Быть может, но на данный момент времени меня все устраивает… кроме одного, а именно хочу выработать для себя методику вывода маток из яиц. Ведь искусственно выведенные и свищевые это матки, которых пчелы приняли, чаще всего, уже на стадии  личинки, а не на стадии яйца. Ну да ладно, это уже тонкости, дальше будет видно.

Всем успехов в пчеловодстве!

Специально для тех пчеловодов, которые интересуются племенной работой на пасеке предлагаю очень интересный видеофильм:

«Селекция медоносной пчелы».

Приятного просмотра!

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.